Глава 14. Чем саксофон похож на кальян, или невидимые слушателям проблемы.



30.06.2014

В сегодняшней статье я расскажу, как мы ездили выступать группой НедРа на фестиваль «Купала на Рожайке», который проходил с 28 на 29 июня 2014 года. В тексте, конечно, больше всего рассуждений про мои собственные ощущения и переживания, но думаю, вам тоже будет интересно! ;)

В субботу все утро шел дождь, местами переходящий в ливень, а кое-где, говорят, даже с градом. Температура воздуха днем была около 13-15 градусов, по прогнозам ночь обещала быть холодной. Open air в таких условиях не очень привлекателен, но делать нечего! Это зритель может не приехать, а выступающий приехать обязан!

Фестиваль «Купала на Рожайке» не очень длинный по времени, начинается он около 14-15 часов, а заканчивается рано утром (в 5-6 утра) следующего дня. В этом году фестиваль проводился на 3 сценах. Основную сцену и сцену «Раскоп» я видел, а до третьей не дошел, но примерно представляю, где она была.

Наше выступление было запланировано на час ночи. Поэтому мы, не спеша, в 9 часов вечера выехали с басистом из Чехова, по пути забрали из военного городка Сергея Дмитриева (вокалист «Берлоги») с его гитаристом, и поехали в сторону фестиваля. Остальные ехали в другое время и со стороны Москвы.

Басист перед выездом созвонился с Вадиком, так тот передал ему, чтобы он взял с собой или купил резиновые сапоги, они, мол, по пути купили специально, и сапоги пришлись очень кстати. В принципе, мне в плане обуви было все равно, а вот машина могла застрять в грязи, и это в мои планы не входило.

Через 10-15 минут езды по скоростной мы уже были возле поворота на фестиваль. Как я и говорил в статье про open-air, «Купала на Рожайке» – это самый близкий к нам фестиваль.

***

На подъезде к повороту в поля по количеству грязи на встречной полосе стало понятно, что стоянка, как и ожидалось, сильно раскисла. У меня даже возникли сомнения – стоит ли заезжать на парковку или оставить машину где-нибудь на асфальте. Но мы же легких путей не ищем, да и стыдно как-то перед пацанами, клиренс у коня заявлен аж 18 см, поэтому я решил ехать на парковку.

Пропустил несколько тюнингованных Амароков (пикап Фольксваген) от колес до стекол покрытых грязью, подумал, что вот, кто бы меня смог вытащить, если что, и поехал… Под колесами приятно зачавкала грязь, машина начала легонько покачиваться из стороны в сторону, пока что едем. Вот прекрасное место для парковки, поворачиваю колеса и… ничего не происходит — слишком большая колея, а в глубокой колее можно ехать даже с повернутыми колесами. Прямо, разумеется! Единственный минус езды с повернутыми колесами – начинает падать скорость. А в грязи, как вы догадываетесь, остановка машины чревата застреванием.

Грязюка такая, что выходить из машины и толкать меня, ни у кого не было желания, поэтому пришлось выровнять руль, чуть-чуть поддать газку (сильно нельзя, а то закопается) и, набирая скорость, ехать дальше искать место для парковки.

Через несколько метров выехал на более-менее сухую полянку и как ехал прямо, так и встал, никуда не сворачивая – кому надо объедет. Площадка ровная и сухая относительно. Если вечером/ночью не пойдет дождь, то с выездом с парковки проблем быть не должно. Вроде небо относительно чистое, дождя не ожидается (его и не было).

Дальше пошли пешком. Напрямую по дороге пройти было нельзя – ее всю развезло и там проезжали разве что полноприводные внедорожники, поэтому мы леском-леском, тропинками добрались и даже особо сильно не извозились.

***

Возле сцены выяснилось, что некоторые команды не приехали, и график выступления сдвинулся примерно на час раньше.

С одной стороны – это хорошо, раньше начнем, раньше закончим, но возникла накладка. В то же самое время, когда мы должны были выступать на основной сцене, Макс (наш барабанщик) должен был играть на сцене «Раскоп» сначала с «Весной в Сан-Блико» из Костромы, а потом с «Берлогой». В «Берлоге» еще и Вадим (наш гитарист) с недавних пор играет на басу, поэтому график основной сцены пришлось в очередной раз двигать.

Ничего, организаторы как-то разобрались, подвинули расписание.

Около 12 ночи пошли по грязи в темноте слушать «Берлогу». Главное не поскользнуться )

Первую половину берложьего выступления звук был никакой. Слышны только барабаны (кстати, странные какие-то барабаны — тонкие и однопластиковые) и голос. Бас издавал какое-то непонятное гудение, гитары не было слышно. Потом стало чуть получше с гитарой, а с басом все равно какая-то ерунда. Комбика не было, Вадик играл в линию, вот все и бубнило.

На одной из песен откуда-то сзади послышались странные нечеловеческие звуки. Как выяснилось, чуть позади сцены и основной массы зрителей стояла черная курица. Так вот, то ли на нее наступил кто-то, то ли она просто решила высказать свое недовольство (или восторг?!). Черная курица в ночи в абсолютно неподходящем для этого месте – смотрелось немного жутковато.

***

«Берлога» отыграла свой сет, Макс быстро собрался и пошел на основную сцену. Перед нашим выступлением было выступление у группы «ХБ» — это Вдовин, Фахртдинов и Макс.

ХБ разогрели публику :), ведущий сделал какой-то помпезный анонс, и мы поднимаемся на сцену. Обычно дольше всех развешивает тарелки и настраивает барабаны под себя Макс, но в этот раз у него все было готово. На сцену с нами вышел Сомов (баянист, играет с нами в составе Табора, и вдвоем со Вдовиным они играют часто). Из мониторов я практически не слышал, что он играл, а в зале, наверное, был какой-то звук. Мне нравится, как звучит баян в акустическом составе, но я не сторонник подобных незапланированных расширений электрического состава, даже когда музыкант не мешает своей игрой (а бывало и такое). Есть желание играть вместе – надо и репетировать вместе! Ну, это лично мое мнение…

Лирическое отступление. Вообще, довольно много музыкантов играют сразу в нескольких коллективах. Я и сам так играл в свое время. 3-4 коллектива для музыканта – это, похоже, норма сегодняшнего дня. И в принципе, ничего плохого, но когда они все собираются на одном фестивале, то возникает эффект дежавю. Вот в разных коллективах один и тот же барабанщик (да, с толковыми барабанщиками беда, знаю), вот в разных коллективах один и тот же гитарист (мега-профессионал), вот в разных коллективах один и тот же баянист (очень уж хорошо играет). Вот группа «выгнала» вокалиста и играют инструментал – это, оказывается, уже другая группа, не путайте!.. Не знаю, как вам, но как по мне, так несерьезно все это! Размазывается индивидуальность групп, ухо «приедается» к одному и тому же звучанию, теряется очарование инструмента или стиля игры, каким бы профессионалом ни был этот музыкант.

Вернемся к концерту. Как я уже говорил, в день проведения фестиваля было очень холодно, в новостях позже писали, что это был самый холодный день в июне (по дороге домой термометр в машине показывал +5 градусов снаружи). Это сулило мне определенные сложности.

Начали играть, грянули «Люди, I love you», и с самых первых тактов стало понятно, что саксофон дико не строит.

Физическое отступление. Высота звука струны гитары зависит от того, как вы натянете струну колком и на каком ладу ее зажмете. В духовых инструментах высота звука зависит от длины воздушного столба. То есть если я закрою все клапаны, столб будет длинным, звук будет низким, если я открою все клапаны, то колеблющийся воздушный столб будет коротким, звук будет высоким. Это упрощенно.

Саксофон представляет из себя кусок металла с клапанами :) А как у нас металл себя ведет при понижении температуры? Правильно, уменьшается в размерах.

Саксофон, как и любой другой инструмент, можно подстраивать в определенном диапазоне. Это достигается глубиной посадки мундштука на инструменте. Надо мне, чтобы строй был выше – задвигаю мундштук глубже, если хочу сделать ниже – вытаскиваю мундштук подальше.

И все бы хорошо, но эта регулировка подходит только для узкого диапазона температур (условно говоря, неподалеку от комнатной). Когда же разница с комнатной температурой достигает почти 20 градусов по Цельсию, то происходит так, как произошло на Рожайке…

Итак, я задвинул мундштук до упора, дальше он уже физически не двигался, но строй был по-прежнему низкий. И если, начиная со второй октавы, можно сделать звук чуть повыше за счет губ и подачи воздуха, то в первой октаве это практически бесполезно.

Можно было бы, конечно, напрячь всю группу и заставить их перестроить гитары пониже, но тот же баян, с которым вышел Сомов, уже не перестроишь.

Короче, единственный вариант, который у меня был – это постоянно дуть в саксофон, чтобы поддерживать его в немного подогретом состоянии своим дыханием. «Как же так?! – спросите вы – Ведь это приведет к тому, что постоянно будет звучать какой-то звук».

На самом деле, нет. Чтобы саксофон зазвучал, необходимо еще особым образом сложить губы (называется амбшюр). Поэтому можно просто дуть в саксофон, а звука не будет )) Это утверждение верно практически для любого духового инструмента. Поэтому, когда люди, далекие от музыки, просят «дать подудеть», то музыканты иногда саркастически говорят: «Ну, на – попробуй!» У половины пробующих практически ничего не выходит.

Итак, НедРа играет, а Антон в перерывах между партиями стоит «раскуривает кальян». Из саксофона вьется легкий парок, а звука нет.

В принципе, помогло – через некоторое время строй стал похож на тот строй, в котором играла вся группа, и лажу (кроме первой песни) никто из зрителей, с кем я общался, не заметил. Или заметили, но решили меня не расстраивать :)

Наверное, это был единственный концерт, где я был готов смириться с тем, что меня не слышно из мониторов. Слышать свой нестроящий инструмент, когда ничего не можешь поделать – приятного мало.

Под конец концерта, когда строй уже более-менее нормализовался, я попросил дважды звукорежиссера добавить сакс в мониторы, но он, если и добавлял, то совсем по чуть-чуть, и я себя по-прежнему еле-еле слышал. Звукорежиссеру в этом плане незачёт, а в основных колонках звук, говорят, хороший был.

***

Не мне одному холодная погода пришлась некстати. У басиста сильно мерзли руки (он рядом со мной стоял), Кирсанов вообще в майке прыгал и, как мне показалось, ежился периодически, а Вдовин, похоже, сорвал голос (на холодном воздухе это происходит быстрее), потому что от биса он довольно долго пытался отказаться, даже когда ведущий ему настойчиво предлагал. Но в конце концов согласился :) Сыграли «Смутные времена».

Вообще, концерт состоял сплошь из «боевиков»: «Люди», «Шуба-дуба», «Талифа Куми», «АЖС», «Киншаса», «Команданте», «Сюрприз», может еще что-то играли, уже забыл.

Знакомые сказали, что всё было очень круто. Звук крутой, драйва много и вообще, «что вам дальше делать – непонятно, то ли программу менять, то ли еще что, т.к. круче уже некуда!» Ну, хорошо, главное, чтобы зрителям нравилось!

Закончили играть мы где-то в 2:45. Вот тебе и «в час ночи выступление»!

***

Слушателей перед основной сценой было примерно, как и в прошлом году. Хотя я ожидал большее количество народу. То ли спать все разошлись, то ли третья сцена на себя оттянула часть зрителей, то ли еще заранее люди непогоды испугались. Но в целом фестиваль довольно крупный. На парковке было много машин с иногородними номерами, так например, мы встретились со своими знакомыми из Вологды и Череповца. В начале июня мы к ним ездили на Заозерье, а теперь они к нам.

***

Дома размышлял на тему строя саксофона и температуры и вспомнил, что в духовом оркестре я видел у кларнетистов чехлы на кларнеты, чтобы можно было играть на улице и минимально терять тепло инструмента. Мне тоже такой пригодился бы. Хотел найти через поиск в интернете, но даже картинок не обнаружил.

Можно было бы еще продумать тему с электроподогревом саксофона до определенной температуры, но с другой стороны не так уж часто играем в такую холодину )

Кстати, играл я и при более низких температурах, помню, один раз играли духовым оркестром перед ДК «Дружба» в Чехове на морозе около -10 градусов (масленица, вроде, какая-то была). Но не на саксофоне, а на флейте. Там больше диапазон регулировки по строю, сама флейта меньше (быстрее согревается дыханием) и можно играть в перчатках. Хотя оркестр в целом играл очень нестройно. Впрочем, слушателей, кто там был, это не волновало! :)


Глава 14. Чем саксофон похож на кальян, или невидимые слушателям проблемы.: 8 комментариев

  1. БлогLYБлогLY

    Ну вот! до сегодняшнего я думала, что один музыкант = состоит в одной группе… А тут оказывается полигаммия какая-то…

    [Ответить]

  2. Супостат

    Привет автору и всем-всем!
    Статья супер! С таким удовольствием читаю эти рассказы от Антона о внутреннем мире группы. Ещё раз благодарность тебе, Антон! Не останавливайся. В идеале теперь хочется видеть новую статью после каждого концерта. Во-первых, интересно. Во-вторых, нивелируется горечь осознания того факта, что не был на этом концерте.
    Мне ни разу в жизни не довелось даже подержать в руках саксофон или флейту, они до сих пор мне кажутся какими-то невообразимо сложными, но, при этом, волшебными по звуку инструментами. Я даже зарабатывал деньги в школе, играя в духовом оркестре на трубе (альте), но с саксом и флейтой знаком не был. Оказалось, что они имеют много общего — хотя бы амбшюр. =) Получается, что для меня нашлась и познавательная часть в статье… Снова хорошо!
    Повеселило «Лирическое отступление». Особенно про «изгон» вокалиста! Прикол! Лично мне очень не нравится, когда группы вот так перемешиваются, но это моё мнение и я его просто высказал…
    Спасибо, Антон! Пиши больше! Всем добра! =)

    [Ответить]

    Антон Машкин

    Антон Машкин Reply:

    Спасибо )) Амбшюр — общий только термин, а техника игры различается довольно сильно ) На альте, кстати, я могу гамму до-мажор сыграть ))

    По поводу статьи после каждого концерта — мне уже поступали такие предложения. Наверное, буду стараться писать. Так как другого уникального контента пока что не ожидается )

    [Ответить]

  3. Константин

    Антон, в прошлом году вы же не были на Рожайке ) в позапрошлом, видать.
    Драйв действительно был просто чумовой!
    А количества коньяка отлично согревали )

    [Ответить]

    Антон Машкин

    Антон Машкин Reply:

    Не были?! Вот и у меня сомнения какие-то, когда я со своими общался. Спрашивал еще — а разве он ежегодный? и т.п.

    Да, сейчас посмотрел по календарю — и правда, не были. Ну, значит в сравнении с позапрошлым годом!

    [Ответить]

  4. Супостат

    Да, согласен про технику, хотя и не знаком с саксофоном. Но про тонкости звукоизвлечения из духовых я прекрасно понял из статьи. Сам часто посмеивался над просящими «подудеть». Кстати, я раньше думал, что «амбушюр» — это термин, применимый для музыкальных инструментов, имеющих чашеобразный мундштук (а я только на таких и играл). Оказалось, что нет. Век живи — век учись!
    До-мажор, говоришь? =) Да, альт — инструмент с очень узким диапазоном. =)

    [Ответить]

  5. Супостат

    Антон, привет!
    Давно хотел спросить про «НедРа», но забывал…
    Читаем в Википедии, в статье про группу, такую выдержку — «В 2002 году состоялись первые гастроли группы в акустическом составе (Алексей Вдовин и Антон Машкин) — в Череповец. В полном составе группа «НедРа» впервые выезжает в 2004 году — в Белгород и Череповец.»
    Вопрос — почему первые (да и вторые) гастроли именно в Череповец? Что тогда вас связывало с нашим городом?
    Заранее спасибо за ответ!

    [Ответить]

    Антон Машкин

    Антон Машкин Reply:

    Привет! Тогда нас ничего не связывало с Череповцом, просто были знакомые, которые захотели нас привезти к другим своим знакомым на квартирник.

    Как сейчас помню, приехали в Заречье и пошли в одну из пятиэтажек на улице Олимпийской. Снега было значительно больше, чем у нас, ну, и температура холоднее, в общем, настоящий север!

    [Ответить]

Add Comment Register



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *