На своей работе я принимаю аттестацию у сотрудников. И довольно часто бывает, что в ситуации экзамена человек забывает что-то сделать, а потом когда я ему выдаю результаты, начинает комментировать – да, я это все время делаю и т.д. и т.п.
На меня такие комментарии не действуют, потому что я знаю на своем собственном опыте: если на экзамене ты что-то не смог продемонстрировать, ответить, рассказать, значит и в жизни у тебя с этим бывают проблемы, или же ты не до конца что-то осознал/понял.
Все мы сдаем экзамены в этой жизни, иногда очевидные, иногда завуалированные. Я не исключение. Расскажу про один из моих последних очевидных экзаменов.
Был он 12 июля. Я сдавал экзамен на 4 кю айкидо. И Кин-дза-дза здесь ни при чем! :)
Кю – это ученическая степень айкидо. Для взрослых обычно проводятся экзамены, начиная с 5-го кю и до 1-го. Далее идут даны (черные пояса) – от 1-го и выше. То есть 4 кю – это одна из начальных степеней.
Айкидо – это (своими словами) японское боевое искусство с глубокой философской основой о гармонии человека и вселенной. Цель практического применения айкидо – предотвратить агрессию человека по отношению к себе, при этом не отвечая агрессией на агрессию. То есть и себя спасти, и нападающему не повредить. В айкидо нет соревнований, потому что они противоречат духу айкидо. Экзамены сводятся к демонстрации разученных техник.
Возможно, вы ничего не слышали про айкидо, но основателя айкидо, наверняка, видели – Морихей Уесиба – его фото (самое первое в данной статье) широко используется при составлении демотиваторов.
Вернемся к экзамену. Программа 4 кю по сравнению с экзаменом на 5 кю гораздо обширнее. Есть там техники от захвата сзади за обе руки, есть техники в исполнении на коленях (сувари вадза). При подготовке к экзамену больше внимания уделялось внимания именно новым, сложным техникам (но их, кстати, на экзамене так и не спросили).
Есть относительно простая по форме техника – ай ханми катате дори никкё ура (если перевести на русский язык, то получится следующее: захват руки одноименной рукой, второе удержание, форма с заходом за спину партнера). Мы ее отрабатывали довольно давно, и так как она относительно простая, много времени ей не уделяли (нет, понятно, что каждая техника бесконечно сложная, если вникать во все нюансы, но разговор не об этом). С утра перед экзаменом я ее повторил среди прочих техник с мыслью, что здесь проблем быть не должно.
***
В техниках никкё ура всегда есть хитрый болевой прием сразу на несколько суставов руки.
Выглядит он примерно вот так:

Больно!
Или так:

Сдаюсь!
Я начинаю делать прием и понимаю, что как-то нелогично делать этот болевой, прижимая руку партнера к плечу. Сделал один раз – получилась ерунда какая-то, потом попробовал по-другому – тоже нелогично. И только когда закончился экзамен, я вспомнил, что там болевой идет без упора в плечо, а при помощи кистей рук.
Я, конечно, мог побить себя пяткой в грудь и сказать – «Я знал, я знал, и всегда так делал!», но раз на аттестации не смог продемонстрировать, значит плохо знал. Оправдываться поздно.
***
Или, например, техника санкё.

Да, если отдал свою руку, то дальше масса тела уже никакой роли не играет
С другого ракурса захват на «третий контроль», он же санкё
Я технику с таким удержанием делал в основном от захвата сзади за две руки, а от простого захвата ай ханми катате дори делал реже.
С утра перед экзаменом, я понял, что забыл важные моменты в санкё, поэтому раз десять минимум прогнал ее, в форме ура (с заходом за спину партнера).
В итоге начинаю делать технику и понимаю, что как-то я неправильно делаю. Начинается демонстрация техники с варианта омоте (перед партнером), я и вошел на омоте, а концовку сделал как в варианте ура (то, что все утро репетировал). Потом понял, что все перепутал и сделал наоборот – вошел как на ура, а концовку начал делать как в омоте.
При этом на тренировке я оба варианта делал более-менее нормально. Но техника была недостаточно осознанна, поэтому и произошел сбой в ситуации экзамена.
Опять же — тут можно было говорить, что я все знал и умел, но кому это интересно, если на экзамене не смог показать!
Были у меня на том экзамене и еще ошибки в других техниках, но там уж получилось по принципу – знал, что надо делать, но сделал по-другому.
Вообще, стыдно, конечно, было :) Подготовился так себе, завалил пару техник. Хотя те, кто наблюдали мой экзамен со стороны, говорят, что на уровень 4 кю все было хорошо. А рядом со мной еще один человек сдавал, так тот вообще техники путал (названия ведь все на японском), ему на меня как на пример показывали.
***
Что еще интересного на экзамене было? Внезапно выяснилось, что моя физическая форма оставляет желать лучшего.
На экзамене я сначала сам показывал технику на 4 кю, а потом вышел ассистировать другому сдающему на 5 кю. Не знаю, сколько длился экзамен с моим непосредственным участием, может минут 10, не больше, но я выбился из сил совершенно. Причем, когда сам делаешь технику – еще ничего – «руками покрутил, ногами попереступал, партнер красиво улетел» )
А вот когда ты нападаешь, тебя бросают, падаешь, но надо опять вставать и нападать – это уже изматывает сильнее. Для экзаменов на даны сдающие даже брали двоих уке (это человек, который нападает).
В общем, во рту у меня пересохло, пот лил ручьем, а экзамен все продолжался и продолжался. Тут, конечно, и сам виноват — взял слишком быстрый темп. Но делать все в несколько раз медленней посередине экзамена уже несолидно как-то, поэтому пришлось продолжать.
В общем, надо бы сбросить лишний вес, в идеале заняться какими-нибудь тренировками с кардионагрузкой и в следующий раз делать все помедленней :)
Ну, и неожиданная мораль статьи: не спорьте с экзаменаторами — им виднее! ))
Эх, а я даже про свои ошибки не знаю, никто ничего не сказал… И спросили тоже не все. Но я сдавала на 5 кю, там вообще не больше 20 техник. Но все-таки!
[Ответить]
Антон Машкин Reply:
Июль 23rd, 2014 at 15:33
Я думаю, если на следующую аттестацию вместе пойдем, можно будет взять камеру. Мне было бы интересно на себя со стороны посмотреть.
[Ответить]