Глава 13. Где наш Underground? или как полиция остановила один наш концерт, а на следующий день отменила другой.



11.06.2014

В 215-ую годовщину дня рождения Александра Сергеевича Пушкина (6 июня 2014 года) группа НедРа отыграла концерт в «Запаснике», что находится в районе станции метро Китай-город.

Когда нам предлагали выбрать клуб для закрытия сезона 2013-2014, Запасник привлек только тем, что концерт состоится на летней веранде, читай на открытом воздухе. К этому клубу у нас были большие претензии по аппарату еще с прошлых концертов, однако мы, как всегда, понадеялись неизвестно на что :) 

Собственно, как выяснилось, с предыдущего раза ничего в лучшую сторону не изменилось: басового комбика, как и на Заозерье-2014, не было, Вдовину не хватало голоса на сцене (1-ую половину концерта точно, судя по просьбам добавить голос в мониторах), а я флейту вообще практически не слышал.  Подозреваю, что были вопросы и у других музыкантов.

Несмотря на все это, концерт прошел хорошо. Звук в зале, говорят, был нормальный, а это в общем-то приоритетнее, чем звук на сцене, где хоть и плохо прослушивались отдельные инструменты, но в целом звучание было плотным, и что называется, качало!

***

Так как статья «Концерт глазами группы»  вызвала достаточно живой интерес, сегодня я в продолжение этой темы я более подробно расскажу про звук на сцене.

Вам может это показаться странным, но довольно часто музыканты на сцене слышат совершенно другой звук, нежели слушатели в зале. Баланс громкости инструментов/голосов может сильно отличаться не только от зала, но и в разных углах сцены, в зависимости от того какой мощности и куда направлены комбики, где стоят мониторы или прострелы.

Для справки: комбик (комбоусилитель) — музыкальное оборудование, совмещающее в себе усилитель и динамик. Каждый гитарист и басист, как правило, играют через свои комбики. Если усилитель и динамик выполнены в разных корпусах, то в этом случае они называются: голова и кабинет :) Звук с комбика в основные (портальные) колонки обычно снимается микрофоном.

Монитор — небольшие колонки, направленные на сцену, чтобы музыканты слышали себя. Их может быть разное количество, в основном они располагаются на полу, непосредственно рядом с музыкантами. Хорошо, когда существует несколько мониторных линий и для каждого музыканта можно выстроить свой звук, но довольно часто мониторных линий всего 1, максимум 2.

расположение комбиков и мониторов

Гитарные голова и кабинет

Прострелы – колонки, выполняющие функцию мониторов, но установленные по краям сцены и «простреливающие» сцену насквозь. Встречаются не на всех сценах.

Если вы когда-нибудь были в серьезной звукозаписывающей студии, то знаете, что помещения, где абсолютно нет эха, очень некомфортны, когда первый раз в них попадаешь. Вроде и сказал слово, а оно к тебе назад не вернулось, потонуло все в мягких стенах и специальных приспособлениях. Как в вату говоришь, неприятное ощущение с непривычки.

комната без эха

Комната без эха

Примерно такие же ощущения, когда ты играешь/поешь, но практически себя не слышишь. Чем же это плохо?

          1. Музыкант не способен контролировать строй своего инструмента/голоса. На многих инструментах существует возможность за счет исполнительского мастерства чуть-чуть поднять или опустить по высоте ту или иную ноту, не останавливая игру. Когда ты плохо слышишь себя в общем миксе, это сделать нереально, и становится весьма высокой вероятность того, что инструменты не будут строить между собой.
          2. Музыкант прикладывает больше усилий к извлечению звука, чем нужно, это может приводить к срыву ноты, нарушению дыхания, непопаданию в общий ритм, нарушению общего баланса звука и т.д.
          3. Удовольствие от игры стремится к минимуму, т.к. себя не слышишь. Украшательствами звука (вибрато, интонациями, динамическими оттенками) тоже особо не позанимаешься. Страдает и сам музыкант, и зрители.

В чем же проблема настроить мониторы так, чтобы исполнитель себя слышал? Дело все в том, что на сцене помимо колонок стоят еще и микрофоны. И когда колонка начинает звучать слишком громко, микрофон улавливает ее звук и усиливает его. В результате получается замкнутый круг, аппаратура «заводится» или «начинает фонить», это может звучать как высокочастотный свист или низкий гул, в любом случае это достаточно громко и неприятно.

Проблема «фона» может быть как в мониторах, так и в микрофонах. Хорошим решением было бы сделать общий звук тише, но тогда выходят на первый план барабаны, которые даже без микрофонов могут звучать очень громко и «забивать» все остальные инструменты.

Конкретно на концерте в Запаснике, когда заводился монитор от флейтового микрофона, было выбрано следующее решение: чтобы хотя бы зрителям было слышно флейту, ее звук из мониторов убрали совсем и добавили флейту в зал. Мне же оставалось только прислушиваться к тому, что доносилось со стороны зала. Играл практически «наощупь».

Для решения этой проблемы профессионалы используют ушные мониторы. У каждого музыканта свой персональный наушник, в котором он может вывести свой и другие инструменты наиболее комфортным для себя образом. Давно пора и НедРе такую систему приобрести. Но она довольно дорогостоящая.

***

Бывает иногда и следующая ситуация: все музыканты прекрасно слышат каждый инструмент в отдельности, но нет общей картинки звука. Наиболее яркий пример – сцена клуба Б-2. Там все четко, прозрачно, но очень пусто! Играть некомфортно, поймать драйв/грув на таком звуке очень сложно. (Что такое драйв/грув? Я бы это определил как чувство, что группа играет как единое целое с небольшим стремлением вперед или назад (с оттяжкой).)

***

Если есть какие-то вопросы по звуку на сцене, то задавайте в комментариях. Сейчас же вернемся к интересным моментам на концерте 06.06.14.

В разных клубах подтверждением оплаты концерта являются разные вещи. Где-то это просто бумажный билет, где-то одноразовый бумажный браслет, а кое-где и печать (иногда под ультрафиолет). В Запаснике куда-то потеряли основную печать и поэтому всем на запястье проставили то, что нашли, а именно «Копия верна» :))

Много смеялись над этой печатью, а мне больше всего понравилась версия, что самих людей оставили на пороге клуба, а внутрь пустили только верные копии ))

***

Где-то в 9 часов вечера прямо посередине концерта возле сцены появился милицейский-полицейский в звании прапорщика (а может и старшего прапорщика, не разглядел) и безо всяких представлений, разговаривая с кем-то по мобильнику, сказал нам прекратить играть – «Перерыв!»

Конечно, ничего приятного в этом нет. В какой-то момент даже были мысли, что концерт сейчас либо вообще закончится, либо надо будет все переносить с летней веранды в зал (а это полный облом).

По слухам, вроде как кто-то нажаловался на то, что мы слишком громко играем. Но у нас концерт был запланирован до 22 часов, что, как я понимаю, вполне в рамках закона.

Через несколько минут нам дали добро на продолжение концерта, но вся НедРа уже разбрелась кто куда. В результате еще минут 10-15 просто собирались.

Зато после такого вынужденного антракта публика подтянулась ближе к сцене и до конца вечера возле сцены были пляски!

***

Смешная история вышла на этом концерте с песней «Киншаса». В «Запаснике» есть официант, у которого на бейджике написано «Сеня». Обычный такой чернокожий Сеня, как раз откуда-то из Африки. Весь концерт он ходил между нами и зрителями прямо перед сценой и изображал, как все громко и как ему это не нравится, в общем «включал актера».

Когда началась песня Киншаса, Сеня почувствовал на себе внезапно увеличившийся интерес публики (он же не знает, о чем песня :) Вроде как, даже в середине песни Вдовин успел посвятить песню официанту Сене, в общем получилось довольно смешно )

***

Ближе к концу концерта после какого-то очередного «боевика», Кирсанов решил представить всех участников группы пофамильно, а потом сделал следующее: «А вместе все это – группа…» и направляет микрофон в зал. Ему, естественно, отвечают: «НедРа!». Кирсанов опять: «Группа…», зрители: «НедРа». И так несколько раз проскандировали название группы.  Забавно! Помню давным-давно, когда сокращали название группы, был аргумент, что скандировать «НедРа» проще, чем «Недалеко рассвет» :)

***

Из-за вынужденного перерыва с остановкой концерта сыграть весь список мы не успели, по ходу концерта перескакивали через песни (должны были сыграть 25, а сыграли, наверное, около 20). В пятницу у нас все строго по времени было, то ли в 22 дискотека должна была начаться, то ли еще что, но факт остается фактом – даже на бис не сыграли, хотя зрители просили.

СУББОТА, 7 июня.

На следующий день мы должны были ехать «Табором» (акустический состав, негласно названный по альбому «Табор уходит в море») на фестиваль где-то под Тверью. Договорились встретиться в районе 13 часов возле Крокуса Экспо (там и метро, и МКАД рядом). Изначально планировали, что все поедем на моей машине.

Еду я по МКАДу, звонит Вдовин: «Мы, чтобы не толкаться в тесноте, поедем на другой машине, ты дождись Кирсанова, он опаздывает, и езжайте вдвоем». Ну, я думаю – ладно, вдвоем, так вдвоем, значит смогу после фестиваля побыстрее домой уехать, раз еще одна машина есть.

Минут через 10 еще один звонок: «Жди нас, мы едем с тобой! Со второй машины украли номер!» Ладно, думаю, со мной так со мной. В компании в любом случае веселей, да и две машины по одному маршруту гонять не надо.

Еще минут через 10-15 опять звонят: «Номер вернули за деньги, так что мы едем сами, а ты жди Кирсанова». Как скажете :)

***

Приехал в Крокус, стал ждать Диму. Он мне звонил откуда-то из метро, и я в принципе знал, что он задерживается, поэтому особо не напрягался. Однако, когда на часах уже было 14 я начал подумывать, «А где же Дима?». Прошло еще некоторое время, Димы нет! Наконец, звонит – «Ты где?» Я ему объяснил, что я в Вегасе на подземной парковке, а там идти минут 5 от метро – очень легко. Дима заблудился и ходил минут 20 :)

Я уже думаю, блин, ну мы сейчас так опоздаем, простоим в пробках и вообще, Кирсанов вечно опаздывает!

И тут случается неожиданное! Звонит Вдовин и спрашивает, далеко ли мы уехали. Я говорю, что вот только-только Диму встретил. После этого Вдовин рассказывает, что, наверное, смысла ехать нет, т.к. главную сцену закрыл ОМОН (какие-то конфликты с местными властями), а на альтернативную сцену, видимо, не имеет смысла ехать, т.к. ее тоже могут закрыть (что, как я понял, в итоге и произошло).

В результате получилось, что весьма удачно, что Кирсанов опоздал, иначе бы мы уже стояли в пробках вместе с дачниками где-нибудь неподалеку от Москвы по направлению в Тверь (а оттуда возвращаться дольше).

Из этой субботней истории с фестивалем 2 морали:

Одна как в бородатом анекдоте про молодого и старого железнодорожника. Не спеши что-то делать и думать, все еще 10 раз может поменяться и в итоге вернуться на круги своя.

Вторая – не давай оценку событиям, т.к. неизвестно, чем вся ситуация обернется. Возможно то, что казалось тебе негативным явлением, сыграло положительную роль, и наоборот!

В принципе, вот эта вторая мораль очень полезна в повседневной жизни, но весьма сложна в применении. Работаю над тем, чтобы ей руководствоваться почаще.

Спасибо за внимание, подписывайтесь на блог :), до новых встреч!


Глава 13. Где наш Underground? или как полиция остановила один наш концерт, а на следующий день отменила другой.: 5 комментариев

  1. СветаСвета

    А я не знаю этот бородатый анекдот!

    [Ответить]

    Антон Машкин

    Антон Машкин Reply:

    Оригинал не нашел, в моем вольном изложении:

    Сидят два железнодорожника в будке: один молодой, один старый. Вдруг в селекторе раздается: «Станция такая-то, срочно переставьте вагон номер такой-то с пятого пути на третий». Молодой вскакивает, собирается, а старый говорит ему — чего вскочил, сиди, давай лучше выпьем!

    Достает заначку, разливает, пьют. Через 15 минут селектор опять оживает: «Станция такая-то, переставьте вагон такой-то с третьего пути на четвертый». Молодой опять было дернулся, но посмотрел на старого, и сел на место.

    Еще через 15 минут селектор вещает: «Станция такая-то, переставьте вагон такой-то на пятый путь». Старый доливает остатки водки по стаканам, после чего они выпивают, закусывают и некоторое время сидят в молчании.

    Потом старый встает, подходит к селектору и говорит: «Диспетчер, докладывает станция такая-то, вагон стоит на 5 пути».

    Селектор: «Молодцы, быстро работаете!» :)

    [Ответить]

  2. Супостат

    Привет всем!
    Прочитал с удовольствием — и рассказ про любимую группу, и уроки жизни в одном флаконе. =)
    Себя заодно вспомнил — помню как-то играли концерт в каком-то ДК, где мониторов не было вообще. Совсем. Это было весело и забавно. А почему? А потому, что звук, уходя в зал, отражался от задней стены зала и возвращался к нам. По громкости он был почти таким же, что и оригинал, но с небольшой задержкой по времени. И так несколько периодов, пока совсем не затухнет. Где был один удар барабанщика, слышалась чуть ли не целая барабанная дробь. В этом хаосе было сложно понять кто что и когда играет. Ну, и упомянутая в статье выше положительная обратная связь микрофона — куда же в такой ситуации без неё? Я, как специалист по автоматизированным системам управления по образованию, могу сказать, что положительная обратная связь — вещь страшная, это разнос системы. =) Вот поэтому всё было весело и забавно…
    К чему я это? А к тому, что будьте снисходительны к музыкантам, когда они настраиваются в момент своего выхода на сцену и не торопите их. Они, по большому счёту, это для нас делают. Это была небольшая мораль от меня. =) Всем добра! ;)

    [Ответить]

    Антон Машкин

    Антон Машкин Reply:

    :)

    [Ответить]

Add Comment Register



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *