Глава 16. Как проходят репетиции



30.07.2014

на репетиционной базе

Пока на дворе лето, и кто-то загорает на море, а кто-то пашет на даче или в офисе, группа НедРа (в ее полном электрическом составе) отдыхает от концертов и репетиций.

Музыкальных информационных поводов сейчас немного, поэтому давайте я расскажу вам про еще одну сторону жизни группы – про репетиции (а кто не читал статьи «Концерт глазами группы» или «Выступления на Open-air’ах», приглашаю пройти по ссылкам).

Последние пару лет мы репетируем в Москве, в одном из помещений школы игры на барабанах M-GROOVE, где Макс Демидов работает преподавателем (см. интервью с Максимом здесь).

Репетируем мы обычно по будням, после работы. С 21 до 00 часов. Да, поздно. Да, потом чеховским добираться еще пару часов до дома. Но по выходным собираться еще хуже – во-первых, не все могут (чаще всего Вдовин где-нибудь на гастролях), а во-вторых, лучше уж после работы задержаться в Москве, чем в выходной ехать в столицу, а потом обратно и терять почти весь день.

Впрочем, когда надо было, и в выходные собирались.

Начинается репетиция обычно так:

демотиватор "в смысле опоздал?"

Большинство репетиций проходит в составе 5 человек. Один музыкант у нас, как мы говорим, «и так хорошо играет, ему репетировать не надо». Сами догадаетесь, кто )

Минут 15-20 в начале репетиции обычно уходит на «раскачку». Подключить аппаратуру, настроить звук, обменяться новостями, «выпить чашечку кофе».

Далее все зависит от того, насколько близко у нас концерт. Если вот-вот случится, то прогоняем песни, которые будем играть, а если выступлений в ближайшее время не предвидится, то подбираем что-нибудь новое, либо вспоминаем старое.

И знаете, что самое удивительное в репетиционном процессе. Мы не записываем ноты! Совсем! То есть все песни мы помним наизусть. Или не помним :)

Единственная палочка-выручалочка — чтобы не забыть свежую партию, делаем запись на диктофон или на плеер. Порой без этих аудиофрагментов вспомнить, что ты играл неделю назад, просто нереально.

***

Лично для себя я выделяю несколько способов запоминания музыкальной партии.

Первый – самый ненадежный – это проиграть ее столько раз, чтобы потом играть ее на автомате. Минус данного способа – если ты собьешься посередине, то вряд ли вспомнишь, что играть дальше, и не сможешь подхватить партию «на лету». И хорошо, если вспомнишь, что играть в следующем фрагменте.

Второй способ – запоминать только «опорные» ноты, а остальное играть на автомате. Это, например, позволяет вступить в той тональности, в которой нужно. Хотя всякое бывает, особенно для песни «Сюрприз», которая в электричестве играется на полтона выше, чем в акустике :) А вы как думали? Одинаковый строй в разных составах – это для слабаков!

Третий способ – запоминать почти все ноты. Применяется только для очень сложных, нелогичных партий или для партий, где много полутонов, отклонений и т.д. Я пользуюсь этим методом очень редко. Так, например, я запоминаю почти все ноты в партии кларнета для «Новогодней» (из репертуара акустического состава).

Если песня не играется несколько лет (например, «Станция Битца»), то лично я помню только звучание партии, а какие там конкретно ноты – нет. Поэтому приходится на репетиции подбирать относительно гармонии свою же собственную партию по памяти. В принципе, вспоминается быстро.

***

Было бы заблуждением считать, что во время репетиции группа находится только в двух состояниях – или играет, или не играет. На самом деле, все сложнее. Очень часто мы отрабатываем какие-то куски по два-три человека. Бас, барабаны, соло-гитара, например. Или ритм-гитара, флейта, соло-гитара.

Так лучше слышно инструменты, плюс можно понять насколько партии сочетаются между собой.

Бывает и так, что кто-то один подбирает/вспоминает свою партию, а остальные занимаются своими делами. Как, например, Дима на фотографии – вживается в свой новый концертный образ.

Новый образ Кирсанова

***

Аранжировка – это чаще всего плод совместных усилий. Решаем, как лучше звучит тот или иной фрагмент, иногда подсказываем друг другу, какие ноты/ритм надо играть, бывает даже сочиняем партию для другого инструмента.

Иногда возникают принципиальные разногласия по поводу аранжировок. Например, несколько человек считают, что партию надо играть одним образом (или вообще не играть), другие против, а кто-то вообще воздерживается и не принимает участия в общем обсуждении.

Вот, был один случай:

Нельзя отменить партию флейты

Исход подобных споров бывает разный. Если кто-то упрется как я, то партия может остаться. Но если человеку не принципиально, то он соглашается с тем, что ему предлагают.

***

Когда на репетиции надоедает играть одни и те же песни, то бывает, что кто-нибудь начнет импровизировать, играть какую-нибудь тему, а остальные к нему подключаются. Иногда подобная импровизация перерастает во что-то большее.

Вот, например, есть у нас новенькая песня, еще не презентованная, но уже записанная. Так вот, она родилась, если я ничего не путаю, как раз из таких репетиционных импровизаций. Следите за новостями! ;)

***

Когда нам предстоит сыграть концерт в каком-нибудь странном месте (см. Самые странные концерты), где публика малочисленна и не знакома с нашим творчеством, да мы еще долго не репетировали перед этим, то мы иногда шутим: «Репетнем на сцене!»

Да, концерт – это тоже иногда репетиция. Ну, а если серьезно, то вот вам наблюдение: когда в течение нескольких дней нам предстоит отыграть два-три концерта, то последующие обычно звучат лучше, чем предыдущие ) Все просто – отрепетировали на сцене, вспомнили все, что нужно, следующий концерт уже играем с учетом предыдущих ошибок.

***

Ну, и в заключение хочется сказать, что индивидуальное мастерство музыканта никак не заменяет количество часов, проведенных на совместных репетициях. Можно набрать коллектив из профессиональных музыкантов, дать им ноты, но если они не будут репетировать вместе, то звучать это все будет… сыровато, скажем так.

Музыканты тоже должны «притереться» друг к другу, учесть индивидуальные особенности. Даже если посмотреть на термины: «слаженность коллектива», «сыгранность» — все это указывает на необходимость совместных репетиций.

Поэтому фраза «Репетирует тот, кто играть не умеет» — не про нас! :)


Глава 16. Как проходят репетиции: Один комментарий

  1. bytrina

    Что — что а вот как проходят репетиции я знаю точно, сама училась в музыкальной школе. Музыка вещь хорошая, кто ее понимает, то никогда с ней не расстанется.

    [Ответить]

Add Comment Register



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *