Как рождается музыкальная партия?



17.06.2014

В четверг 12 июня я ездил записывать партию саксофона для одной из песен группы Беловодье. С этой группой мы знакомы чуть ли не с первого года нашей (НедРовской) музыкальной деятельности, отыграли вместе не один десяток концертов, и если я ничего не путаю, то я даже играл на концерте с Максом Липатовым во время совместных гастролей в Костроме в 2008 году. В этой статье я хотел бы рассказать о том, как рождается музыкальная партия и немного о студийной работе.

Предварительно до записи Макс выслал мне на почту пару фонограмм — одна концертная трехлетней давности – с записью саксофона, а вторая – частично сведенный трек, куда предполагалось дописать сакс.

Подбирать дома чужой сакс я не стал, своего тоже ничего не придумал, руководствуясь соображениями, что сочинять надо вместе, а то придумаешь гениальнейшую партию, а ее забракуют.

Вообще, я хотел предварительно репетнуть, придумать тему и проигрыши и только потом идти на студию. Но Макс меня убедил, что по цене студийное время вполне приемлемо, и что можно сразу там подбирать и записывать.

Когда он мне сказал, как проехать к месту записи, я был весьма удивлен. Это практически напротив здания, где проходил Норд-Ост. Меня с этим местом связывали свои собственные воспоминания, о которых я расскажу чуть позже.

***

Итак, представьте себе. Гаражный кооператив. Между двумя рядами гаражей, чуть ниже уровня дороги для машин заброшенная однопутная железная дорога, идущая, кажется, ниоткуда и уходящая в никуда за неизвестные ворота под мостом. Судя по растущим прямо между шпалами деревьям, поезда здесь не ходили очень давно.

Внутри одного из гаражей стоит барабанная установка, небольшой диван, пара комбиков (что это такое можно узнать в предыдущей статье на блоге, где я среди прочего рассказывал про звук на сцене) и другая аудиоаппаратура. Отдельно отгорожена звукооператорская рубка, в общем, довольно уютное местечко, чтобы записываться или даже репетировать небольшим составом.

Немного обсудили с Максом насколько важно не только качественно записаться, но и не менее качественно свести запись, после чего начали работать. Включили мне фонограмму, поставили интересующее место по циклу, и я начал подбирать.

Итак, как же рождается партия.

Бывает, что слышишь мелодию сразу – надо сыграть вот так и никак иначе. В этот раз песня была довольно быстрая (с быстрыми сложнее), свою партию я не услышал, поэтому начал подбирать, что тут вообще можно сыграть. Ну, а дальше все просто. Сыграл что-то и если понравилось – повторил и закрепил, если нет – подбираешь дальше.

Однако у меня нет ни врожденного таланта, ни наработанной техники, чтобы прям вот так сразу взять и сыграть в незнакомой песне что-то вразумительное. Поэтому первые несколько минут я просто подбирал гармонию – какие ноты будут ложиться под партии остальных инструментов.

Тыкаешься, мыкаешься в различные аккорды, пробуешь какие-то ходы, но довольно часто залазишь не туда.

Со стороны это, наверное, выглядит нелепо и ужасно. Будто взрослый человек впервые вышел на лед на коньках и пытается поехать. Если бы кто-то незнакомый посмотрел бы на меня в этот момент, то он сказал бы, что я совсем не умею играть и, наверное, только недавно взял саксофон в руки (ну, в принципе, не очень далеко от истины :).

Но вот постепенно начинают вырисовываться кусочки партий. Уже начинаешь их играть уверенней, можно поработать над акцентами и нюансами. Один кусок, второй. Потом склеиваешь их между собой, и вот уже готова приблизительная партия. Можно записывать, а заодно пробовать какие-то варианты!

Если в партии нет быстрых и техничных мест, то записать ее недолго. Совсем другое дело, если партия сыграна где-то рядом с пределом твоих технических возможностей. В данном случае моя партия состояла из двух кусков – один простой, один довольно быстрый для меня.

Записывались мы таким образом: включается кусок фонограммы на цикл, я несколько раз играю партию (с небольшими вариациями), потом выбираем лучший кусок.

***

В музыке есть такой феномен, который называется «заболтать партию» — это когда несколько раз подряд играешь в темпе, который превышает твою скорость мышления и исполнения, твой уровень музыкальной осознанности (из разряда – сыграл, сам не понял как), и в результате такого баловства привыкаешь играть кусок неправильно (неровно). Вот чтобы после этого сыграть ровно, надо начать разучивать партию заново в очень медленном темпе и, в конечном итоге, приложить гораздо больше усилий, чем в начале.

Короче, «заболтал» я свою быструю партию и никак не мог ровно сыграть два куска. Но мы же в XXI веке живем, а это значит…

Анекдот в тему:

Молодой, талантливый пианист пришел записываться на радиостудию. Но вот незадача! Чем больше играет, тем хуже получается. И дальше — хуже… Время 12 часов ночи. За стеклышком сидит грустный оператор… Кофе кончился, сигарет нет, жена три раза звонила, обещала из дому выгнать. Надоело ему это все. Включает он микрофон в студии и говорит:
— Слушай, мужик! Ладно, все, хорош! Ну, не получается. Но ты хоть гамму-то сыграть можешь?
— Гамму! Нет проблем!
— Сыграй, а я потом нарежу! 

Короче, из тех вариантов, что я наиграл, выбрали два ровных куска в разных дублях и склеили их между собой.

Вообще, компьютером на записи очень удобно пользоваться. Например, у тебя два одинаковых проигрыша. Вместо того, чтобы еще один раз записывать, можно скопировать кусок.  Т.к. барабаны на записи обычно пишутся под метроном, то с совпадением темпов никаких проблем нет.

В НедРе я обычно предпочитаю каждую партию записывать отдельно. Но тут мы были в условиях ограниченного времени, поэтому один проигрыш «копи-пастнули».

***

Кстати, по поводу метронома. Записываться можно просто под другие инструменты, а можно дополнительно поверх инструментов включать «клик» — звук метронома. Иногда очень полезная вещь. Например, пытаюсь я в четверг сыграть ритмически выделенную партию, но выходит как-то неровно. Один раз, другой, третий… И тут меня осеняет – надо записаться «под клик»! И точно – как только метроном включили, сразу с первого дубля ровно сыграл.

На записи вообще тяжело – малейшие огрехи как в ритмическом плане, так и в плане звукоизвлечения становятся тут же слышны. Вживую играть в этом смысле даже проще – в общей каше ничего не слышно :)))

***

Вернемся к записи песни. За пару часов я сыграл в нескольких местах партии, кое-где прописал дубли (вторая партия, полностью повторяющая первую для более «жирного» звучания), кое-где прописал дополнительные партии (одна на другую наложена). Осталось записать соло саксофона на 4 такта.

Само соло за несколько минут подобрали, а вот с выходом на него получилось не все гладко – что-то крутое сыграл в быстром темпе, а что – сам не понял, повторить не могу. А надо бы, поскольку сыграно неровно. И снова пришел на помощь компьютер!

Нет, подвинуть ноты в быстром пассаже, чтобы он звучал ровно – это, во-первых, сложно, а во-вторых, нечестно :) Что же мы сделали?! А вот что — замедлили воспроизведение в 2 раза, я подобрал ноты, отрепетировал в быстром темпе и сыграл уже на «чистовик».

После чего прослушали песню целиком со всеми партиями, нет ли где моментов, которые можно переиграть, но решили, что лучшее враг хорошего и остановились на этом.

После сакса хотели записать еще кларнет в другой песне, но на жестком диске, который принес Макс, не оказалось нужных файлов, и запись перенесли. Возможно, в скором времени поеду еще кларнет писать.

В общем, следите за новостями, как только песня будет презентована, выложу ее на всеобщее обозрение (на стене в контакте, наверное).

Кстати, мне и самому будет интересно ее послушать, поскольку сейчас я уже сходу не вспомню, чего же я там наиграл, и как это звучит :) Подобранная за пару часов и сыгранная всего несколько раз партия редко запоминается. Для того, чтобы мелодия прочно засела в голове, надо отыграть не одну репетицию и желательно пару концертов. А потом закрепить это все прослушиванием аудиозаписей.

Также в продолжение темы рекомендую прочитать (если еще не читали) мемуары группы НедРа про наши первые записи.

После записи я вышел из гаража и пошел прогуляться по площади перед зданием ДК, в котором проходил Норд-Ост. Оказаться в старом месте в новом качестве – да ведь это же повторение темы из недавней статьи про флешбеки. Впрочем, сегодня уже не буду про это рассказывать, напишу в следующей статье, почему это место для меня личностно-значимое.

Оставайтесь с нами, не переключайтесь! Продолжение следует…


Как рождается музыкальная партия?: 8 комментариев

  1. has.alex

    Антон, классная статья! У меня такой вопрос: а в чем принципиальное отличие записи на проф. студиях от вот таких любительских? Где тебе больше нравится?

    [Ответить]

    Антон Машкин

    Антон Машкин Reply:

    Спасибо! )

    Мне больше нравится на любительских студиях.

    Принципиальное отличие между профессиональными и любительскими студиями, на мой взгляд, в общей атмосфере и в отношении работников к тебе.

    На любительские студии попадают как правило по знакомству или по рекомендации. Там тебе рады, там ты дорогой гость! Обычно записью занимаются хозяева студии и им это в кайф. Атмосфера, как правило, ненапряжная, творческая. Плюс-минус полчаса — да, о чем разговор — все свои. Чайку попить, подышать свежим воздухом — да, пожалуйста, никто не будет напоминать тебе про время.

    На профессиональных студиях ты клиент, который платит деньги. Причем обычно деньги не малые (гораздо большие, чем на любительских). Время записи на профессиональной студии строго ограничено твоей оплатой. Это дополнительно давит. Работают с тобой наемные рабочие, которые, как правило, готовы писать кого угодно — тебя или какого-нибудь поп-артиста, лишь бы деньги платил. Отношение соответствующее — ты для них просто работа (не для всех, но для многих), возможно, им вообще тот стиль, в котором ты играешь, не по душе.

    В современную эпоху цифрового звука разницу между записью на профессиональной студии и на любительской заметит разве, что какой-нибудь аудиофилствующий эстет, слушающий музыку на хорошей аудиосистеме (а не на колонках ноутбука или в машине/в метро). Ну, или человек, который этим занимается — звукорежиссер, музыкант. Очень небольшой процент от общего числа слушателей.

    Еще один вопрос, над которым стоит подумать — да, на профессиональной студии звук по идее должен быть лучше, но как я уже говорил в статье, мало качественно записаться, надо еще хорошо свести запись. И плохое сведение может свести на нет любое качество. Поэтому запись надо рассматривать в комплексе.

    Что можно отнести к плюсам профессиональной студии — это запись сложных инструментов, например, барабанов. Мало того, что нужен хороший инструмент (сами барабаны обычно используются студийные), нужно еще некоторое количество специализированных микрофонов (хотя можно, конечно, и на обычные снимать), а это могут позволить себе не все любительские студии.

    То же самое касается записи гитар — желателен хороший ламповый комбик, а лучше не один — чтобы гитарист мог поковыряться и выбрать тот, который ему больше нравится.

    Возможно, когда мы будем покупать студийное время оптом — сразу несколько недель, например, и можно будет писаться, почесываясь и не спеша, исчезнет эффект ограниченного времени. Тогда и со звукорежиссером, наверняка, наладится лучший контакт, и работать будет приятнее. Но это пока все в будущем.

    И еще сравнение в голову пришло — писаться на любительских или на профессиональных студиях, это как репетировать на своей базе либо на арендованной. Какая бы крутая арендованная база ни была, она вряд ли станет «домом» для группы. Все равно там находишься на птичьих правах. Так и с проф. студиями.

    [Ответить]

  2. БлогLYБлогLY

    Анекдот мне понравился!
    То есть для чужой группы ты выдумал свою мелодию? я думала сочиняет автор…

    [Ответить]

    Антон Машкин

    Антон Машкин Reply:

    По-разному бывает. Когда автор сочиняет, когда совместно, а когда ты один.

    [Ответить]

  3. Супостат

    «Нет, подвинуть ноты в быстром пассаже, чтобы он звучал ровно – это, во-первых, сложно, а во-вторых, нечестно :)»
    Как-то фильм про студийную работу «Металлики» смотрел. Там было показано как они записанную партию барабанов правят на компьютере, не стесняясь. Пропущенные ноты добавляют, т.е. непосредственные косяки Ульриха исправляют, а не какие-то независимые от музыканта огрехи. Я тоже считаю, что это нечестно!

    [Ответить]

    Антон Машкин

    Антон Машкин Reply:

    Все так делают )) «Грязные музыкальные технологии» ))

    [Ответить]

Add Comment Register



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *