Глава 11. Концерт глазами группы.



17.05.2014

Сегодня будет не совсем обычная глава мемуаров, здесь будет не так много воспоминаний, но мы с вами разберем, как же выглядит концерт глазами музыкантов группы. Будем рассматривать не все выступления, а только те, которые проходят в Москве или Московской области. Концерты за пределами Московского региона — это уже гастроли и про них мы поговорим как-нибудь в другой раз!

Несколько недель до концерта

Прежде всего, надо сказать, что ощущение концерта начинается задолго до даты, в который он проходит. В течение нескольких недель до выступления идет репетиционная подготовка. На репетициях мы определяемся с примерным списком песен, готовим какие-то фишки – например, безостановочный переход из одной песни в другую, или подбираем тему для начала или окончания концерта. Кто в последние несколько месяцев был на наших выступлениях, могли слышать тему из «Терминатора 2» в концовке или «Имперский марш» из «Звездных войн» в начале концерта.

Иногда на репетиции полностью перелопачивается какой-то кусок песни: вступление, проигрыш, кода. Бывает так, что сделаем новую концовку, а на концерте она не прозвучала, тогда либо мы возвращаемся к старой, либо переделываем в какой-то третий вариант.

Бывает, что к конкретному концерту надо вспомнить какую-нибудь старую песню, например, «Станция Битца». Тогда гоняем ее на репетициях по нескольку раз подряд, пока не начинает нормально получаться (и то, «возможны варианты» на самом концерте :).

За неделю

За неделю до концерта и ближе начинается пора приглашений. Более интенсивно, чем ранее размещаются афиши в социальных сетях, подогревается интерес публики всевозможными анонсами и тизерами (модное словечко, обозначает частичное снятие завесы тайны ;), в этот же период обычно начинаются и личные приглашения.

Если концерт какой-то важный или знаковый – день рождения группы, например, или презентация нового альбома, то естественно, мы стараемся пригласить как можно больше народу, зовем друзей, коллег, знакомых. Если же концерт, что называется «проходной», например, 30-40 минут среди прочих музыкантов, то в этом случае активность по приглашению слушателей гораздо меньше.

За день

Накануне концерта (а иногда и день в день) решается самая главная задача – «Кто напечатает список?!» =))))  В начале 2000-ых принтеры были не так распространены, и поэтому все писалось на бумажке. Сейчас, если вдруг тот, кому доверили вопрос списков, оставил распечатки дома или вообще забыл их напечатать (а такое бывало), то, как раньше, переписывать порядок песен от руки мы не будем, поступим по принципу «1 список на 2-3 человека»! Обленились что ли?! :)

Кстати, я знаю, что есть люди, которые после концерта забирают наши сет-листы. С учетом того, что часто на списках ставятся какие-нибудь пометки от руки – темпы песен, настройки примочек и т.д., то в принципе, это достойный предмет для коллекционирования. Как минимум это необычно! Интересно, у кого самая большая коллекция? :)

Кстати, еще один интересный момент. Не всегда списки печатаются на чистой бумаге, иногда это черновики. Если увидите у кого список, где с обратной стороны какое-нибудь устройство автомобиля или Закон «О защите прав потребителя», знайте – этот список печатал я :)

***

Также за день (иногда за несколько дней) до концерта выясняется, кто и как поедет до клуба. Гонять из Чехова две машины никакого смысла нет, поэтому договариваемся, кто с кем едет, где и во сколько встречаемся и т.д.

Если концерт в рабочий день, то, как правило, все добираются самостоятельно.

В день концерта

Расписание дня концерта зависит от того, будет ли проходить саундчек или нет. Кто не знает, саундчек – это предварительная настройка звука за несколько часов до концерта и обычно при пустом зале.

Желательно, чтобы саундчек был. Можно в спокойной обстановке «разложиться» — обустроить себе место на сцене (положить инструменты, отрегулировать стойки), можно настроить микрофоны, мониторы и комбики так, чтобы было как минимум комфортно, можно познакомиться со звукорежиссером и вообще привыкнуть к залу и звуку. Ведь в каждом клубе свой уникальный звук, который зависит не только от аппаратуры, но и от помещения, материала покрытия стен и больше всего от работы звукорежиссера.

Проходит саундчек просто: сначала каждый играет в отдельности – отдельно барабаны, отдельно бас, отдельно гитара, отдельно духовые, отдельно вокал. Потом по парам или тройкам: бас и барабаны, две гитары, вокал и т.д.  А в конце саундчека играют все вместе. Обычно самый громкий кусок и что-нибудь спокойное. Я всегда прошу сыграть куски песен и с флейтой, и с саксофоном (в идеале они подзвучиваются разными микрофонами).

При всем при этом саундчек не гарантирует хорошего звука во время концерта. Сто раз было так, что вроде на саундчеке все настроили, а как начался концерт, так пошли чудеса.

Почему?

Ну, во-первых, изменилась акустика зала – количество слушателей довольно сильно влияет на звук. Полупустой зал – эхо летает от стены к стене, легче «заводятся» мониторы. На концерте аншлаг – более глухой звук, толпа зрителей гасит его.

Вот при таком количестве слушателей звук будет лучше, чем в пустом зале

Вот при таком количестве слушателей звук будет лучше, чем в пустом зале

Во-вторых, проблема в звукорежиссерах. От банальной замены звукача — один строит концерт, а другой «рулит» звуком в процессе, до желания звукорежиссера улучшить звук при непонимании того, что происходит в зале и на сцене, при простом неумении или же при алкогольном опьянении.

В-третьих, бывает, что и сами музыканты ведут себя иначе, чем на саундчеке. Начинают играть с большей силой или выводят свой инструмент на большую громкость. Звукорежиссер все пытается поправить, но в результате получается еще хуже, звук ползет, слов не слышно, все гудит!

Вообще, свой постоянный звукорежиссер, у которого есть понимание, как хотят себя слышать все участники группы, и какой должен быть общий микс – это моя мечта!

Самоощущение музыканта очень сильно зависит от звука на сцене. В зале может быть хороший звук, а на сцене – так себе. В результате, наше впечатление от концерта может быть смазанным.

***

В общем, к чему это я. Если саундчек есть, то все приезжают на несколько часов раньше. В одних клубах за час проверка звука проводится, в других может быть и за 2-3 часа.

Редко когда удается закончить саундчек вовремя, бывает, что он уже заходит на то время, когда в афише стоит начало концерта. Иногда зрителей предусмотрительно не пускают в зал, но не всегда есть такая возможность. Настраиваться перед слушателями – хуже нет, поэтому мы сами стараемся такие саундчеки побыстрее завершить.

Непосредственно концерт

Все концерты можно разделить на две большие категории – сборные концерты и сольные. Сборные концерты бывают короткие, а бывают целые фестивали (кстати, вот статья про Open-air’ы, если кто не читал, рекомендую). Если в первом случае еще можно приехать к началу и послушать, кто выступает перед нами, то на длинные фестивали обычно приезжаем прямо к своему выступлению.

***

Ни один концерт НедРы, кроме выступлений на радио, вовремя не начинался! =))

Иногда этому препятствуют технические накладки, но обычно мы сами сознательно задерживаем концерт. К началу успевают далеко не все зрители, поэтому минут 20-30 мы всегда ждем (а то и дольше).

***

Язык жестов

В процессе концерта вы можете увидеть язык жестов музыкантов. Если кто-то вращает кистью или рукой по небольшому кругу в быстром темпе, это значит «Увеличиваем скорость, играем медленно». Если сначала показываем на монитор (это не дисплей или телевизор, а колонка на сцене для того, чтобы музыканты себя слышали), а потом ладонью вверх или вниз – это обращение к звукорежиссеру: «Добавь/прибери меня в мониторах».

***

Разговаривая про концерты, нельзя обойти вниманием такое явление как лажа (фальшь). Как правило, для зрителя она проходит незамеченной, но музыканты сразу отмечают малейшее отклонение от запланированного. Поэтому, если вы вдруг увидите, что ни с того, ни с сего кто-то начал хмурить брови, оглядываться на других музыкантов или наоборот сдерживать улыбку или ржать, то видимо, как раз кто-то слажал =))

***

Если концерт сольный, то обычно посередине сета мы делаем перерыв минут 15-20. Отдышаться, восстановить силы, кому-то переодеться. Иногда перерыв вынужденный – чтобы поставить струну вместо порванной, например.

***

Практически в каждом сольном концерте у нас есть песни на бис. Более того, т.к. мы знаем, что публика нас просто так не отпустит, мы даже их специально планируем. Желательно сыграть какую-нибудь спокойную песню, чтобы снять накал страстей, но иногда заряжаем и «боевики».

В конце довольно часто поклон и взаимные аплодисменты. Зрители нам, а мы зрителям!

Концовка концерта

После концерта

Бис отыгран, мы уходим за кулисы. Второй бис иногда бывает, хотя это довольно редкое явление.

Хорошо, когда есть гримерка и можно в спокойной обстановке 5-10 минут перевести дух. Полтора часа концерта – довольно тяжелое мероприятие как физически, так и морально.

Потом идем общаться со зрителями, иногда подписываем диски, иногда фотографируемся. Это минут на 20-30.

Но надо и честь знать – пора собирать инструменты. Еще минут 10.

Кто-то остается тусить, а иногородние (то есть мы :) грузятся в машину, и мы едем домой. Приехать можем и в 2, и в 3, и в 4 часа ночи (зависит от времени окончания концерта и удаленности клуба). И хорошо, если завтра не на работу!

Всю одежду в стирку (пропитывается насквозь табачным дымом), быстро умыться и спать.

Дни после концерта

На следующий день после концерта в интернете начинают появляться фото и видео с выступления, кто-то оставляет отзывы. Иногда бывает целая рецензия или видеорепортаж. Разумеется, все это очень интересно читать, смотреть, разглядывать.

Несколько дней это все обсуждается и пережевывается, но постепенно концерт отходит все дальше и дальше, и в конце концов забывается, уступая место для новых впечатлений, эмоций и переживаний!


Глава 11. Концерт глазами группы.: 4 комментария

  1. Супостат

    Интересная статья! Снова спасибо Антону! Мне было интересно ещё и потому, что сам «варился в этой кухне». =) Есть что вспомнить самому… Действительно, концерты — это иногда целые истории, которые можно рассказывать долго.
    И да, у меня есть сет-листы НедРа и Вдовина. 2 или 3 точно есть… Началось с того, что после одного сольного концерта Вдовина публика стала расходиться, кто-то брал автограф у Алексея и фотографировался с ним где-то в кулуарах зала, а листок с рукописным списком песен остался валяться на полу. Тут и пришла мысль взять его, но не просто так, а с разрешения автора, конечно. Лёша не отказал, а ещё и автограф на него поставил… А следующие сет-листы уже специально пытался приобрести — в коллекцию и на память. И, конечно, с разрешения. На память могли бы и билеты остаться, но они не так уникальны, как эти списки песен, написанные от руки (ни одного напечатанного не видел), с множеством поправок и пометок. Там и названия песен-то написаны с юмором — например, «КиншАССА».

    [Ответить]

    Антон Машкин

    Антон Машкин Reply:

    Снова пожалуйста! )) Чего это ты обо мне в третьем лице? )

    Кстати, как мне к тебе обращаться? У меня есть целых три варианта )

    [Ответить]

  2. Супостат

    Антон, привет! В третьем лице — это как-то так случайно получилось… =) Пусть будет для разнообразия. 8-)
    А обращаться — обращайся как тебе самому удобно. Я не против любого варианта… ;-)

    [Ответить]

Add Comment Register



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *