Про образование



25.03.2014

«Мне надоело учиться», «Хочу бросить институт», «Надоела школа» — как часто вы это слышали от своих друзей и знакомых, а может уже и от детей?! Сегодня, как я и обещал, мы поговорим про образование, а точнее про наше начальное, среднее (во всех его проявлениях) и высшее образование (все остальное, например, бизнес-образование, трогать не будем). 

Просто поговорим! Не будем делать никаких категоричных умозаключений и скоропалительных выводов! )

Вопрос сложный и неоднозначный. Давайте для начала договоримся, что наша система образования не хорошая и не плохая, она просто такая, какая есть. Причем, по отзывам из зарубежья, наша еще вполне ничего.

Будучи плоть от плоти порождением государства, система образования заточена на изготовление винтиков для машины. Она это не специально делает (я надеюсь на это), а просто не умеет по-другому. Чему еще может научить наша система, если сама она родилась в душных бюрократических кабинетах?! Не только рождена, но и исполняется и корректируется точно такими же «винтиками»?!

Образование имеет свои плюсы – грамотность, социализация детей и подростков, общее развитие и повышение интеллекта населения, развитие логического мышления и т.д. Плюсы общего образования вы можете в изобилии найти в интернете. И это действительно плюсы!

Имеет «классическое» образование и свои минусы. Я бы выделил подавление творческого начала и формирование устойчивой и довольно узкой картины мира.

На мой взгляд, основное в образовании – не предмет, не материал и не методичка, а педагог. Насколько развит педагог как личность, настолько хорош и предмет, который он преподает. Вспомните институт: одни и те же предметы читают разные люди – у одного пустая аудитория, у второго яблоку негде упасть!

«Совокупность» хороших педагогов дает хорошее образование в отдельно взятом учебном заведении.

И тут я вынужден констатировать, что наша система образования была бы гораздо лучше, если бы профессия учителя была столь же высокооплачиваемой, как например, профессия летчика. Вы можете возразить: «Летчик, он ответственность несет за жизнь пассажиров! А педагог?» Но ведь иногда педагоги несут незримую ответственность за всю жизнь своих учеников. Вдолбили им что-то в голову (например, «надо хорошо учиться, чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу»), а потом люди живут, мучаются, ища работу себе на голову.

Но эта проблема уже системная, а не только образования…

Личный опыт

Лично мне очень комфортно жилось в системе образования. Из первого класса я перемахнул сразу в третий, т.к. уже в первом классе щеголял знанием таблицы умножения. Школу закончил с серебряной медалью, поступил в один из престижнейших ВУЗов страны – МГУ им. М.В. Ломоносова и закончил его с красным дипломом. Это фасадная часть моего образования!

GZ MGU

Я обернулся посмотреть, не обернулась ли она, чтоб посмотреть, не обернулся ли я

Теперь посмотрим, что было внутри меня:

Я из четверти в четверть мучился – поставят мне «3» по алгебре/русскому языку/истории или «4». Когда «шел на медаль» (тоже интересный оборот речи), то уже думал: четыре или пять, четыре или пять? Переживал, грустил, тосковал. Это притом, что никто особо меня за оценки не ругал. Я сам себя ругал.

В ВУЗе я даже скатился до того, что просил профессора не ставить мне четверку, а поставить пять, чтобы получать повышенную стипендию. Ох, и жалко я, наверное, со стороны выглядел.

У меня было дикое желание бросить все и уйти в армию, как сделал мой друг. Я терпеть не мог курсовые, а сама мысль о дипломе ужасала меня. Кстати, я до сих пор удивляюсь, как я его написал. Практическую часть провел нормально, а с теоретической начал хоть как-то шевелиться, по-моему, только в апреле (а сдача была, если я не ошибаюсь, в мае).

И что же мы имеем на выходе на данный момент? Моя медаль и мой красный диплом абсолютно никому не нужны! Это дутый престиж, который не стоил тех нервов и переживаний, что были у меня.

Делайте выводы…

На чьей стороне ты играешь?

Ну, а теперь пришла пора раскрыть вам все карты! Вы думаете, я на какой стороне?! На стороне противников классического образования или их горячих приверженцев. А вот и не угадали! Я и там, и там :)

Я сам работаю в учебном центре. Раньше был преподавателем и тренером (обученным и сертифицированным, попрошу заметить). Я не переживал за качество моего обучения, я считал и считаю себя хорошим педагогом. Но была одна проблема – я понимал, что тот материал, который мы даем, очень слабо относится к реальной жизни!

Эта же проблема есть и в нашей системе общего образования: разве нужна обычному человеку химия в том объеме, в котором она дается, тригонометрия, вся классика Отечественной литературы? Спросите у кого-нибудь из наших сограждан, какая ассоциация ему приходит в голову при упоминании «Войны и мира». Скорее всего – «4-хтомник Толстого, который заставляли читать в школе». Не прививается ли таким образом отвращение к классике?!

Да, что уж говорить! Меня самого чуть не заставили разлюбить музыку в музыкальной школе.

Поймите правильно, я не говорю, что не надо читать «Войну и мир» в школе, я лишь говорю о том, что система образования должна развиваться, и она должна уметь находить оптимальный баланс в вопросе необходимого и достаточного объема знаний. Сейчас существует перекос. Предположу, откуда он появился.

Читая курс по устройству автомобиля, я с каждым занятием рассказывал все больше и больше. Это хочется, это ощущается как непреодолимая потребность – донести до людей больше, рассказать все, что понимаешь и знаешь. Но есть 2 проблемы – многим ученикам это не надо, они откровенно скучают, и вторая – из-за обилия материала даже те, кто хотят, не усваивают простых вещей. Тогда я понял, что лишнюю теорию лучше подменять практикой. Стал налегать, насколько возможно, на практику. Дело пошло лучше.

Школьники перегружены информацией, то же самое происходит и в ВУЗах. Катастрофически не хватает практики, а та практика, что есть, иногда оторвана от жизненных задач.

 Сейчас я занимаюсь аттестацией и аттестую тех людей, которых я сам и учил. Сказать, что я учил плохо, я не могу – эти люди все понимали и отвечали мне на вопросы в процессе обучения. Но знания, которые не используются в практике, надолго не задерживаются. А зачем тогда вообще их спрашивать? Хороший вопрос! Здесь я придерживаюсь той точки зрения, что если ты продаешь автомобили, то должен в них хотя бы чуть-чуть разбираться, даже если для работы продавцом эти знания не нужны.

Про ЕГЭ

Должен  признаться, что в процессе аттестации, несмотря на всё моё искреннее стремление к объективности (я действительно к ней стремлюсь), оценка все равно выходит с долей субъективности. Поэтому не спешите ругать ЕГЭ. Я сейчас тоже хочу ввести на работе тестирование для сотрудников. С тестом не договоришься, тесту безразлично твое красноречие (это у нас проверяется  на деловых играх), тесту не построишь красивые глазки, тесту все равно – спал ты на занятиях или был активным. Тест экономит кучу рабочего времени, в конце концов. Зачем проводить устные экзамены, если все равно к ним люди готовятся накануне, а потом через несколько недель забывают практически все? То-то же!..

Кстати, японцы (я работаю на совместном Российско-Японском предприятии) вообще удивляются, что у нас есть какая-то аттестация персонала. С их точки зрения, если уж есть стандарт, и если уж сотрудник посетил обучение, то просто немыслимо, чтобы кто-то что-то делать не умел или чего-то не знал. Да, это все хорошо, но только в тех случаях, когда начальство следит за соблюдением стандартов. А если оно не следит, то и приходится устраивать дополнительные проверки. Впрочем, это уже другая тема.

Мои рекомендации:

  1. Делайте все, что в ваших силах, чтобы учиться хорошо, но относитесь к оценкам спокойно, их ставят обычные люди, а кроме того, оценки крайне незначительно влияют на вашу дальнейшую жизнь.
  2. Если уж идете получать высшее образование (а я все-таки склоняюсь к тому, что стоит его получить), то выбирайте себе хороший, престижный ВУЗ. Вероятность встретить там хороших педагогов намного выше (на мой взгляд, это самое важное).
    Не слушайте тех, кто говорит, что поступить можно только со взяткой. Да, возможно, такие места есть. Но подумайте – надо ли вам идти туда, где даже самое начало учебы насквозь коррумпировано? Что вы сделаете из своей жизни в таком месте? Кем вы будете?
  3. Не спешите бросать начатое образование. Займитесь параллельно работой, своим делом или самообразованием. Ситуация в жизни может непредсказуемо поменяться и может оказаться, что вновь всем нужны дипломы. А вдруг их и купить будет нельзя?

Только если уж вам совсем невмоготу, вы ощущаете себя в тупике или на дне, только в этом случае разрешайте себе мыслить в эту сторону. И то 10 раз подумайте. Потому что мой друг, который ушел в армию (я про него упоминал выше), писал мне потом оттуда, что он дурак, что бросил учебу, и в войсках ни разу не лучше (побывав после окончания МГУ в ВС РФ, я с ним соглашусь). А потом он все равно пошел доучиваться )

protivogaz

Ну, по глазам же видно, что это я, правда?

Уф… дописал. Несколько сумбурно получилось, но основной посыл прочитать можно, на мой взгляд. А как вам?

UPD Про выбор образования

По горячим следам попросили дописать статью. Как выбрать, куда пойти учиться. Тут нужно вспомнить про призвание.

Категорически не рекомендую выбирать ВУЗ исходя из:

  1. Места обучения. Поверьте, лучше жить за тысячу километров вдали от дома и навещать родных раз в полугодие, чем 5 лет потратить на неизвестно что.
  2. Количества знакомых и приятелей в ВУЗе. Опять же — сколько ваших друганов учится в ВУЗе не должно играть для вас никакой роли. Заведете новых. Лучше никого не знать поначалу, чем мучиться с друганами за компанию (кстати, а им эта профессия может быть по душе)
  3. Семейных традиций. Только если вы всей душой чувствуете, что действительно хотите быть потомственным врачом, инженером или музыкантом, только в этом случае идите по стопам родителей. Я вот «пошел по стопам» на психфак, но думаю, что это совсем не то, чем мне стоило заниматься. Мне было гораздо более интересно заниматься программированием, техникой и т.п. Но поезд уже ушел )
  4. Денежности и престижности будущей профессии. Лучше быть богатым и счастливым, чем богатым и несчастным ) Не бывает неприбыльных профессий, бывают люди, которые не могут на чем-то заработать.
  5. Простоты поступления. There are no unachievable goals. В том же МГУ учатся обычные люди.

Рекомендую выбирать ВУЗ исходя из:

  1. Сферы ваших интересов. Это самое главное. Вы должны учиться делать то, что вам как минимум нравится делать. Банально, да? Но многие люди поступают наоборот.
  2. Репутации самого ВУЗа. Это обычно связано с качеством преподавательского состава (но не всегда). Про это я говорил выше.
  3. Общей атмосферы в учебном заведении. Если есть возможность, то надо съездить и посмотреть, чем дышит учебный городок. Если вам сразу что-то не нравится или что-то настораживает, то стоит поискать дальше.
  4. Наличия государственной аккредитации. Не ожидали здесь это увидеть?! Я тоже! :) Но это важно! ) Т.к. у меня есть пара знакомых, которым обещали дипломы государственного образца, а выдали непонятно что.
  5. Наличия бюджетных мест, общежитий и т.д. Платное образование — это, конечно, хорошо, но обычно дети не знают цены денег, которые платят родители. Нагружать их не очень хорошо. Если есть возможность — старайтесь поступить на бюджетное отделение. Пускай не с первого раза. Лично я поступал два года, и ничего — живой :)

Про образование: 6 комментариев

  1. SUNcheez

    Сложный вопрос и интересный взгляд.
    Но у меня есть некоторых важных отметок по тестам:
    1) вопросы теста должны соответствовать тому, чему учили;
    2) тест должен проводиться полностью автоматизированно;
    3) у людей принимающих тесты не должно быть никакого влияния на результат;
    4) и самое главное — тесты не должны заменять очные беседы с преподавателем, т.к. учащийся может понимать суть процесса и ошибиться в простых расчетах.

    В том виде в котором сейчас идет ЕГЭ — это бред.

    Потом — очень обидно видеть отношение как людей, так и гос-ва к преподавателям и (ИМХО) преподаватели несут ГОРАЗДО большую ответственность, чем те же летчики, т.к. летчиков же тоже кто-то учит ;)

    А вообще — учится нужно, даже если знания не пригодятся напрямую в жизни, но хоть мозгам не дадут загнуться.

    ЗЫ: Один мой знакомый сказал интересную вещь (не знаю его она или нет, но не суть): твоя стоимость на рынке труда растет до тех пор пока ты учишься.

    [Ответить]

    Антон Машкин

    Антон Машкин Reply:

    Что касается того тестирования, которое я хочу ввести на работе, то пункты с 1 по 3 там более-менее соблюдены. 4 пункт я решил таким образом: кто претендует на самые высокие оценки — тот тестируется, а потом полчасика беседует устно с экзаменатором, остальные все тестируется. Ошиблись? Невнимательные? Значит и в документах можете ошибку допустить, оценка снижается. Как-то так.

    Да, учиться — это хорошо. Я вот сейчас осваиваю все что с блогами связано — так увлекательно ) Аж сам рад, что ввязался в это дело )

    [Ответить]

  2. SUNcheez

    Блин, кнопки редактирования постов нет :-( Опечатки, непропечатки и просто ошибки не исправишь (((

    [Ответить]

    Антон Машкин

    Антон Машкин Reply:

    Да, это нужно сделать, я уже знаю. Записал себе в список дел по сайту.

    Кстати, твои опечатки я поправил :)

    [Ответить]

  3. tesse

    Образование — странная вещь. За 11 лет работы у меня ни разу не просили показать диплом, никому это не интересно. Всем важно, чтобы результат работы был, а кто этого результата достигает — не так уж это и важно.
    Работаю не по специальности. Хорошие деньги зарабатываю.
    В общем, кто хочет работать, тот себе дело найдет. Образование — подспорье, не больше.

    [Ответить]

    Антон Машкин

    Антон Машкин Reply:

    Плюс еще хочется верить в то, что хорошее образование помогает формированию личности, мышления, характера… )

    [Ответить]

Add Comment Register



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *