— Инспектор такой-то. Ваши документы. Откуда едете?
— (Ишь, любопытный какой) Из Марьинской.
Эта деревня находилась совсем неподалеку от места остановки. На переднем сиденье у меня валялась рабочая куртка «ФосАгро Череповец», а сам я был одет по-деревенски — камуфляжные штаны, безразмерная толстовка. В общем ничто, кроме номера машины 190 rus, не намекало на то, что я неместный.
— А куда?
— В Шухободь.
Инспектор едва заметно улыбнулся – ударение с потрохами выдало во мне чужака – местные говорят «Шухободь». Потом он спросил, не видел ли я на дороге неадекватных водителей, и после моего отрицательного ответа пожелал счастливого пути.
Цитата из этих ваших интернетов: «Возможно, ойконим восходит к одному из двух нарицательных существительных: шухободь – ‘шум, беспокойство, суматоха’ или шихоботь – ‘сброд, шваль’. В вологодских говорах шухободь – ‘изношенная рваная одежда’. В русских народных говорах отмечен однокоренной глагол шухоботиться – ‘возиться, метаться, шевелиться’».
Кстати, перед отъездом в Чехов я, обращаясь к родственникам, сам того не понимая, вполне уместно употребил это слово во фразе «Развели тут шухободь» (можно трактовать как «Развели тут суматоху»).
Что же заставило меня в день перед очередной дальней ночной поездкой ехать одному почти за 50 километров?
Да, все очень просто. Накануне Супостат (именно так он знаком читателям моего блога, не будем раскрывать инкогнито ;) предложил съездить к нашему общему знакомому прокатиться на мотоцикле. А так как я известный любитель мотоциклов (см. статью про первую поездку на мотоцикле), то я посомневался немного (планировал вздремнуть перед ночной дорогой), но потом решил ехать.
***
На развязке в сторону Череповца, когда я проезжал мимо эстакады, с этой самой эстакады спускался Супостат на точно таком же автомобиле, как у меня – на Саманде. Не знаю, что говорит теория вероятности на тему того, что два человека, выезжающие в разное время с разной скоростью встретятся в одной точке, но было забавно. Тем более, что это не первый случай, когда наши с ним пути пересекались (в комментариях к той же статье про ночные поездки описан первый случай).
А вот еще одно забавное совпадение хотите? Поворот на Шухободь, где мы договорились встретиться с Супостатом уже был на этом блоге в статье про поездку на фестиваль «Заозерье»!
Видите указатель? Ну, можете попробовать прочитать, что там написано ) То самое! А разобранного моста там уже сейчас нет, разобрали окончательно!
***
Александр (хозяин мотоцикла и домика в деревне неподалеку от Шухободи) радушно нас встретил, провел небольшую экскурсию по участку, а в сарае (местные говорят «сарайка») стоял ОН – Восход-3М-01.

ВОИ — Вологодская область
И вид сбоку:

Восход-3М
Мечта советского подростка! (Хотя конкретно этот мотоцикл 93-го года выпуска советских подростков не застал)
Выкатили мотоцикл из сарая. Ездят на нем редко (как я понял, бак бензина уже несколько лет искатать не могут), поэтому уверенности в том, что он заведется, не было. Тем не менее завелся, как ни в чем не бывало (в отличие от моего коня несколькими днями раньше – см. статью на Drive2 — Как умирают V-line свечи, совсем не так, как провода). Мотоцикл побывал во многих передрягах – фара разбита, некомплект поворотников, но это никого не волнует, так как все равно дальше деревни на нем никто не ездит.
Александр прокатился кружок по двору – выглядело это легко и непринужденно. Да, я, собственно, так и представлял езду на мотоцикле – сел и поехал, на велосипеде же умею.
Потом мотоцикл подкатили ко мне и провели вводный инструктаж:
— Слева на руле – ручка сцепления, справа на руле – поворотная рукоятка газа, под правой ногой педаль тормоза, под левой ногой – рычаг переключения передач. Вниз первая, все остальные вверх. Понял?
— Понял.
Я сел на мотоцикл и дальше произошло то, что вы видите на фотографии.

Почти знак вопроса
Опытный следопыт увидит, что старт с места был резким, потом последовал крутой маневр налево и отрыв от земли. Ну, или, возможно, мотоциклист просто упал.
Как это выглядело с моей стороны: я сел на мотоцикл, мне показали, где что находится, я включил передачу, начал отпускать сцепление, а дальше я не понял, что произошло ))
Просто через пару секунд я уже лежал на траве вместе с мотоциклом, мотор ревел, а ребята мне говорили: «Ручку то отпусти, чего ты в нее вцепился!»
Потом со словами «мотоцикл упал, потому что трава мокрая» а на самом деле, чтобы увести меня подальше от строений, плодовых деревьев и прочих ценностей мотоцикл откатили к краю участка, поставили в сторону дороги и сказали – садись, пробуй еще раз.
А второй раз-то неохота падать. Поэтому в этот раз я очень плавно отпускал ручку сцепления. Но надо же еще газу добавлять! В общем, теперь я пытался тронуться. Раз пять заглох и только потом тронулся. Когда я наконец-то тронулся, я сосредоточил все свое внимание на органах управления, поэтому я просто ехал с небольшой скоростью по прямой. То есть по обочине, по ямам и по лужам. А впереди уже Т-образный перекресток с «междеревенской» дорогой.
Как трогаться, предположим, я понял, а тормозить-то как?!!! О_о Затормозил вроде ручным тормозом, заглох.
Я уже хотел «соскочить» со словами: «Ну, хватит, на сегодня я накатался, пускай другие поездят», но мне сказали садиться сзади, прокатили по дороге туда-сюда, показали, как переключать передачи, и я поехал еще раз.
Кстати, в очередной раз убедился, что сзади намного страшнее ехать, чем когда ты сидишь за рулем.
Ладно, как трогаться я более-менее разобрался, поехал по дороге. Но надо же и разворачиваться!
Тили-тили, трали-вали
Это мы не проходили
Это нам не задавали
Тарам-пам-пам, тарам-пам-пам
Первая попытка развернуться свелась к тому, что я на небольшой скорости повернул руль и поехал прямиком в кусты. Мотоцикл опять на земле, двигатель работает, передача включена, колесо крутится, я держу мотоцикл, чтобы он не уехал дальше в канаву. Че делать – не знаю. Оказывается, там был переключатель для остановки двигателя, но мне его не показали на вводном инструктаже )) После некоторых размышлений я просто повернул ключ в замке зажигания.
У данного мотоцикла есть еще одна особенность — когда двигатель нагревается, он начинает глохнуть на холостом ходу. Поэтому у меня была задача не только не упасть, но и не заглохнуть, подкручивая рукоятку. Получалось не всегда. Если мотоцикл глох, его надо было заводить ножным стартером (ну, вы все видели, как это делается). Это было тоже непросто, но под конец, я уже освоился, как правильно это делать, и с заводом у меня стало получаться.
Потом пришла пора осваивать переключение передач. Первая — вниз, остальные – вверх, нейтраль между первой и второй. В принципе, с переключением передач проблем особых не было – железяки с характерным клацаньем вставали на места, единственное, не всегда удавалось переключиться на нейтраль, иногда вместо нее включалась первая.
Переключался вверх аж до 3 передачи (всего их 4 на данном мотоцикле). Кстати, мощности данного Восхода мне хватило за глаза. Едет уверенно, ручку чуть сильнее повернешь – дергает с места. Настоящий зверь! ) (хотя это, как вы понимаете, далеко не самый мощный мотоцикл)
По прямой я уже уверенно катался, осталось освоить повороты. Несколько раз разворачивался на нейтрали, отталкиваясь ногами, иногда просто глох (случайно) и перетаскивал мотоцикл, один раз опять чуть не улетел в кусты, но вовремя вывернул. И только 2 или 3 раза у меня получилось развернуться, не заглохнув, при этом работая сцеплением и газом.
***
Когда эмоции уже улеглись, осмотрел себя на предмет повреждений – несколько ссадин и синяков на ногах, порезы на пальцах, все остальное на месте и в порядке. Можно сказать, отделался легким испугом.
В общем, я понял, что кататься на мотоцикле, на самом деле, ни разу не просто, и что это требует вполне определенных двигательных навыков.
Помню свои ощущения, когда первые разы ездил на машине: вроде и машина едет, вроде и ты за руль держишься, но что происходит – ты до конца не контролируешь. Автомобиль норовит съехать к обочине или центральной линии, а ты путаешься в педалях и переключателях, плюс периодически глохнешь при старте.
Сейчас управлять автомобилем на уровне «тронуться, проехать, повернуть, припарковаться» – не представляет вообще никаких проблем. На мотоцикле, хоть там те же передачи, сцепление, тормоз и газ, надо учиться практически с нуля, так как все расположено в других местах.
***
После уже неоднократно упоминавшейся статьи про первую поездку на мотоцикле, я пообщался с большим количеством людей на эту тему, и меня от мотоцикла отговорили (в основном это были те, кто сами на мотоциклах не ездят). В то же время я общался и с немногочисленными мотоциклистами, и их мнение (естественно) было прямо противоположное — что езда на мотоцикле может быть опасной, а может быть и безопасной – это зависит от водителя, что надо жить своим умом и т.д.
Покатавшись на мотоцикле, я понял, что мечта во мне не умерла, и что я все-таки хочу мотоцикл ) Может быть, буду жить когда-нибудь в какой-нибудь деревне и гонять в магазин на двухколесном друге, кто знает. Поживем, увидим!
Ну, а если следующим летом буду в Череповце, то надо бы еще разок съездить в сторону Шухободи, прокатиться на Восходе! )
***
Впрочем, что это я все про себя, да про себя. Расскажите лучше о себе, как вы «провели этим летом», что у вас было нового и необычного, что запомнилось и чем вас это лето порадовало?
РЖУНИМАГУ ))))) особенно понравилось про знак вопроса, это мы не проходили ….. И ты ысчо хочешь мотик??? ню-ню…
[Ответить]
ты прям как писатель ))
[Ответить]
Приезжай ещё))) Только вот мотоцикл не Восход-3 а Восход3М-01 Отличительную разницу я тебе рассказывал Но в момент азарта ты наверно про нее подзабыл))) Да и не такая уж она существенная Фару починим , так что в следующий раз можно будет попробовать освоить ночную езду на двухколёсике А это скажу я вам особенное удовольствие. Одна просьба прихвати с собой инструмент и свою семью, попоёёёём Статья 5+ Ждём в гости!
[Ответить]
Антон Машкин Reply:
Сентябрь 3rd, 2014 at 15:48
Ок, спасибо за отзыв и за поправки. Текст исправил!
Семью постараюсь захватить, а инструмент — если не забуду )
[Ответить]
Привет автору! Привет всем! ;)
Отличный отчёт! Я зачитался. Антон, у тебя талант писателя. Я серьёзно, без иронии.
Для первого раза и такого непродолжительного времени обучения у тебя всё очень хорошо получилось! Говорю это, как непосредственный свидетель и как опытный мотоциклист. Если я вспомню свой первый опыт вождения мотоцикла, то рассказ будет очень похожим на твой — со знаками вопроса, кустами, валяниями на земле и микротравмами. :-)
Очень рад, что всё состоялось и сбылось — осталась масса положительных эмоций и воспоминаний. =) Настаиваю на том, чтобы это всё снова повторилось. Будешь в наших краях — милости просим к нам, непременно! Уже ждём!
P.S. ВОИ — Ведомый Одними Инстинктами… =)
[Ответить]
Антон Машкин Reply:
Сентябрь 3rd, 2014 at 15:49
Привет-привет! Тебе спасибо за организацию данного мероприятия ))
[Ответить]
Хехе :) Статья улыбнула и заставила вспомнить «байкерское» юношество и ковыряния с восходями\минсками\явами\ижами и прочей живностью )).
По опыту могу сказать, что увлечение и желание кататься на мотике активно до первого серьезного падения (т.е. с какой-либо травмой). А там либо как отрежет, либо не стащишь с седла ))) У самого вся голова в шрамах после падения от заклинившего тросика газа)) что на некоторое время сделало меня «механиком» — сам не ездил, но продолжал ковыряться и переделывать моты)) А потом как-то не до техники стало… Так только 2м номером на крыле коляски при офф-роуд покатушках ;-)
Правда сейчас вот вполне осознанно присматриваю что-то типа Триумфа…
[Ответить]
Антон Машкин Reply:
Сентябрь 4th, 2014 at 10:30
Типа Триумфа — это что? ) Сейчас посмотрел в интернете — Триумф — это фирма, которая делает практически все виды мотоциклов, от спортивных до чопперов. Или ты имеешь в виду какой-нибудь старый Триумф?
[Ответить]
Это компания такая )) Смотрю на Эдвенчуры и на Круизеры. Пока не определился…
[Ответить]